Дошкольники больше всего любят делать со взрослым именно то, что взрослые делают в обычной жизни. Дети – лучшие помощники, они обожают помогать подметать, поливать цветы, готовить! Они все повторяют за взрослым – так дети получают информацию, как живут люди, как устроен мир.
Удавалось ли вам наблюдать, как дошкольник с огромным усердием 15 минут вытирает стол или подметает? Конечно, если ему под руку попадется тряпочка – ведь у многих ребят в доступе таких интересных предметов нет.
Участие в ежедневных бытовых делах – важный аспект принадлежности к сообществу. Детям это нравится, поскольку одна из потребностей человека – быть в сообществе.
Как привлечь ребенка к таким ежедневным делам:
Организовать детский набор из тряпочек (для стола и для пола), метелки и совочка – он непременно будет хитом! Конечно, если взрослый заботится о среде с удовольствием и показывает малышам, как это сделать – безопасно и при этом очень увлекательно.
Можно положить влажную губку и продемонстрировать ребенку, как бережно протирать листья растений.
Можно поставить крохотную лейку для цветов.
Организовать небольшую детскую сушилку для мокрого белья и тряпочек.
Есть ли у вас дома деревянная фигурка? Ее очень увлекательно полировать – от масла она блестит!
Забота об окружающей среде – это реальные упражнения, наполненные смыслом, с конкретным результатом.
С помощью таких упражнений ребенок совершенствует крупную и мелкую моторику, повышает самооценку и уверенность в себе. Ребенок ощущает, что он ценный помощник – прямо как взрослый, он может навести порядок, сделать пространство чистым и уютным.
Взрослому важно детей обучать сотрудничеству, помощи, давать модель желания принести пользу сообществу, получать удовольствие от того, что вместе с кем-то что-то сделал.
«С помощью упражнений практической жизни мы не только обеспечиваем детей занятиями, выполняя которые они довольны, но и способствуем развитию координации их движений, их эго, личной безопасности и самооценки. Эта важная информация впитывается развивающимся человеком, и она будет служить поддержкой для него во всей дальнейшей деятельности: “Я могу, я способен, я ценен, моё участие необходимо людям, с которыми я живу, моя работа важна для остальных, и я могу изменять мир вокруг меня с помощью своей работы”».
Сильвана Монтанаро
А как вам удается приучить ребенка к порядку?